Здоровье

Клавдия Шульженко: «синенький скромный платочек» вел за собой в бой

“Столетник” | 31.03.2022

Советская певица Клавдия Шульженко пережила смену нескольких исторических эпох, и в каждую эпоху ее талант раскрывался по-своему ярко…

 

В 20-е годы юная певица стала самой известной в стране исполнительницей «русского шансона» или, как тогда был принято говорить, «городской бытовой песни». В 30-е годы Шульженко была солисткой джазового оркестра. А в годы Великой Отечественной войны – ездила с концертами на передовую и исполняла перед бойцами свой знаменитый «Синий платочек». Об этапах жизненного и творческого пути легендарной певицы читайте в нашем материале.

 

Харьков

Будущая звезда советской эстрады родилась в Харькове 24 марта 1906 года в простой, но интеллигентной семье. Отец девочки работал бухгалтером в Управлении железной дороги, но его главной страстью всегда были не сухие цифры, а театр и музыка. Можно сказать, что именно отец сделал из Клавдии певицу и актрису. Несколько раз в месяц Иван Иванович Шульженко ходил на спектакли Харьковского драматического театра и обязательно брал дочку с собой. Он нанял для дочки одного из лучших учителей музыки – профессора Харьковской консерватории. А, кроме того, Иван Иванович и сам неплохо играл на трубе и пел. Он часто устраивал дома мини-спектакли для своей семьи и близких друзей.

«Отец приобщил меня к пению, - вспоминала впоследствии Клавдия Шульженко. - От него я впервые услышала украинские народные песни. Его выступления, его красивый грудной баритон приводили меня в неописуемый восторг».

В 1923 году, сразу после гимназии, Клавдия Шульженко отправилась «поступать в театр» - в тот самый, куда она ходила вместе с отцом и репертуар которого знала наизусть. На прослушивании она показала несколько сценок и спела украинскую песню «Распрягайте, хлопцы, коней». А аккомпанировал ей тогда еще никому неизвестный молодой композитор – Исаак Дунаевский, чье детство и юность также прошли в Харькове.

В 2019 году в память об этом событии в Харьковском городском саду был установлен памятник: молодой Дунаевский играет на рояле, а рядом поет юная Клавдия Шульженко, прижимая к груди «синий платочек».

 

«Кирпичики»

Клавдию Шульженко приняли на работу в театр, но одной театральной сцены ей было мало. Поэтому параллельно с работой в драмтеатре юная актриса начала выступать на летних театральных площадках и в ресторанах, переоборудованных под «рабочие клубы». 

scale_1200-6_ready-39.jpg

Основу репертуара Клавдии Шульженко в то время составляли песни, которые мы сегодня назвали бы «русским шансоном». Это были простые песенки с незатейливой мелодией и бесхитростными словами, рассказывающие о тяжелой жизни самых незащищенных и даже маргинальных слоев общества. Такие песни находили большой отклик в сердцах слушателей и быстро становились народными.

Самой популярной песней в репертуаре Шульженко стала «Песня о кирпичном заводе» или, как ее называли в народе, «Кирпичики», которая начиналась следующими словами:

 

«На окраине где-то от города
Я в убогой семье родилась,
Горе мыкая, лет пятнадцати
На кирпичный завод нанялась…»

 

Люди образованные снисходительно относились к такому «пролетарскому» творчеству Клавдии Шульженко. Например, в романе «Золотой теленок» Ильф и Петров с насмешкой говорят о том, что «в большом мире написаны «Мертвые души» и совершен перелет вокруг света, а в маленьком мире написана песня «Кирпичики».

Но насмешки не беспокоили Клавдию Шульженко. Девушка с безупречным вкусом и прекрасным музыкальным образованием очень тонко чувствовала свое время и знала, какие проблемы на самом деле волнуют ее слушателей. Кстати, песня «Кирпичики» жива до сих пор – сегодня ее исполняет молодая певица Лиза Монеточка.

 

Ленинград

В 1928 Клавдия Шульженко была уже хорошо известна в Харькове, и ее впервые пригласили на гастроли в Ленинград – и не куда-нибудь, а сразу в Мариинский театр. Певице пришлось выходить на сцену несколько раз – зрители не хотели ее отпускать и требовали исполнять все новые, и новые песни. После такого ошеломительного успеха Клавдии Шульженко предложили стать солисткой Ленинградского джазового оркестра. Шульженко снова попала в струю времени: джаз тогда только входил в моду и еще не успел попасть под пресс советской цензуры. Впрочем, в репертуар ленинградского джаз-бэнда входили не только джазовые композиции. Коллектив исполнял и популярное в то время танго, и фокстрот, и лирические романсы.

 

Вместе с джаз-бэндом Клавдия Шульженко объехала практически весь Советский Союз. Но по иронии судьбы со своим будущим мужем она познакомилась в родном Харькове – во время гастрольного тура. Молодой куплетист из Одессы Владимир Коралли (Кемпер) тоже был в это время на гастролях. В 1930 году артисты поженились, и Владимир перебрался к жене в Ленинград. Теперь пара работала вместе: Клавдия Шульженко пела, а Владимир Коралли объявлял номера в качестве конферансье.

В 1940 году в репертуаре Клавдии Шульженко появилась, пожалуй, самая трогательная и самая известная из всех ее довоенных песен – «Записка» («ваша записка в несколько строчек»). Но жизнь уже менялась на глазах: «наивный мир наивных лет» уходил в прошлое. Надвигалась война.

 

Война

Война застала Клавдию Шульженко и Владимира Коралли в Ереване на гастролях. Клавдия дала в Ленинград короткую телеграмму: «Считайте меня мобилизованной» и села на поезд. Но прежде, чем отправиться в Ленинград, она поехала в Харьков: там у ее родителей гостил на каникулах их единственный с Владимиром сын – 8-летний Гоша. Враг уже наступал на Украину, и оставаться в Харькове было опасно. Но матери так и не удалось забрать сына. В поезде было так много людей, бегущих от войны, что на харьковском вокзале двери вагонов просто не открылись. Отец Клавдии пытался посадить ребенка в поезд через разбитое окно, но у него ничего не получилось. По воспоминаниям артистки, это были самые страшные минуты ее жизни. К счастью, через несколько часов ребенка смог забрать едущий на другом поезде Аркадий Райкин, который был хорошим другом семьи Шульженко. И маленький Гоша все-таки попал в Ленинград. О том, какая страшная трагедия ждет сам Ленинград, тогда никто и не мог предположить.

 

Синий платочек

С самого начала войны Клавдия Шульженко и Владимир Коралли начали выступать перед бойцами на передовых и в госпиталях. Только теперь их коллектив назывался Фронтовой джаз-бэнд. Репертуар тоже изменился. В 1941 году Клавдия Шульженко впервые исполнила ставшую легендарной песню «Синий платочек». И вот что удивительно. В ней не было высоких слов о патриотизме, о долге перед Родиной. Но именно эта песня с простыми и понятными всем словами поднимала боевой дух солдат, как никакая другая. Слушая эту песню, бойцы понимали, за что воюют: за свой дом, за свою землю, за «синий платочек, что был на плечах дорогих».

SKV0rrGyM0MV9X9qoTfMXw.jpg

Всю блокаду семья Шульжеко провела в Ленинграде. От голода их спасло то, что они жили в подвале Дома Красной Армии, где помимо скудного хлебного пайка ежедневно получали еще и тарелку жидкой гречневой каши. Все это время Клавдия Шульженко не переставала выступать. Теперь ее слушателями стали бойцы Ленинградского фронта.

После снятия блокады Клавдия Шульженко вновь отправилась на гастроли: на Северный Кавказ, в Закавказье, в Среднюю Азию… Только в 1943 ансамбль Клавдии Шульженко дал 253 концерта (это значит, что концерты давались практически каждый день – с перерывом на переезды). И в каждом новом городе Шульженко просили исполнить на бис «Синий платочек».

После войны Клавдия Шульженко продолжала много гастролировать по стране. Теперь в ее репертуаре появились послевоенные песни, окутанные легкой грустью: «Где же вы теперь, друзья-однополчане?» и «Давай закурим, товарищ, по одной».

CS85LGSC_uI.jpg

Певица выступала с концертами до самых последних дней, до 1984 года. При этом, будучи даже в весьма почтенном возрасте, Клавдия Шульженко всегда выглядела на сцене безукоризненно. Ухоженная, подтянутая, с красивой прической, в нарядном концертном платье и с улыбкой на лице. И только самые близкие люди знали цену этого безупречного внешнего образа, которому бескомпромиссно жестко Клавдия Шульженко подчинила свою частную жизнь. Выходя на сцену, она не имела права думать о себе, своих заботах, проблемах, недомоганиях. Она была подчинена песне. Возможно, именно поэтому каждая из них воспринималась зрителями и слушателями как отдельный маленький спектакль. И в этом драматическом погружении в песню, как в спектакль, и был, пожалуй, главный секрет успеха звезды советской сцены по имени Клавдия Шульженко.

48168_640.jpg

В последние годы она все чаще возвращалась к своему лирическому, еще довоенному репертуару. И песня «Записка» звучала в ее исполнении так же пронзительно, как и 40 лет назад:

«… наивный мир наивных лет,

Забытых дней забавный след –

Все, что волновать могло меня

В 17 лет…»

 

Текст: Екатерина Маслова



0 комментариев 0
Загрузка комментариев...
Получайте последние новости!