АЮРВЕДА. ВАТА-ДОША. ЭМОЦИИ. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ.

Здоровье АЮРВЕДА. ВАТА-ДОША. ЭМОЦИИ. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ. “Столетник” | 25.07.2020

Эмоциональные и психические особенности человека чаще соответствуют его физической конституции, но могут и отличаться от неё. Например, среди людей типа Капха встречается горячий нрав Питты. Представители Питта-доши могут проявлять беспокойство Ваты. Изменение психического статуса объясняется особенностями воспитания, влиянием окружения, образом жизни и питания. Нередко такого рода перемены происходят вследствие болезни, непроработанных эмоциональных травм, перенесённого негативного опыта. Изменение психической конституции может произойти и в результате целенаправленной работы над собой.

Аюрведа кроме психологических характеристик учитывает и духовность человека как состояние ума и особенности мировосприятия. Этот аспект личности описывается гунами. Состояние ума, называемое Саттвой — это доверие к высшим силам и способность жить в гармонии с природой и происходящим вокруг. Человек с ясным, саттвичным, незамутнённым сознанием может без страха смотреть в будущее, адаптироваться в любой ситуации и отличать правильное от неправильного. Ясное и адекватное мировосприятие является основной профилактикой болезней.

Гуна Раджаса даёт высокую активность и взбудораженный, возбуждённый ум, стремящийся к получению многочисленных стимулов извне.

Гуна Тамаса наделяет человека леностью, безответственностью, невежеством и «замутнённостью» сознания. Для природы и развития важны все гуны, сменяющие друг друга, но преобладание Раджаса или Тамаса в природе человека – корень его болезней и неудач.

Каждая из дош может иметь различное состояние ума, определяемое одной из трёх гун или их сочетанием. Для того, чтобы оценить причинно-следственные связи в развитии болезни или эмоциональных нарушений, необходимо понять проявления гун в собственном состоянии.

Люди Вата-типа имеют быстрый ум, подвижную нервную систему и обострённую чувствительность. Преобладание Саттвы в конституции Вата проявляет себя высокой скоростью обучения и восприятия, подвижностью и энергичностью, коммуникабельностью. Люди этого типа отличаются лёгкостью, гибкостью в принятии решений и оптимизмом. Кажется, что их энтузиазм позволяет им легко сделать всё задуманное. Они с готовностью проявляют альтруизм и помогают другим. Среди них много представителей гуманистических общественных движений. Они нацелены на развитие и движение вперёд.

iStock-182886235.jpg

Раджастичные представители Вата отличаются частыми перепадами настроения, нерешительностью, беспокойством. Люди этой конституции очень возбудимы. Их реакция на события, людей, информацию часто бывает избыточной, обострённой и не соответствует силе раздражителя.

Контакт с внешним миром у представителей этой конституции можно охарактеризовать как быстрота, переменчивость и неустойчивость. Люди Вата-типа быстро переключаются с одной темы на другую, проявляют крайние эмоциональные состояния в течение небольшого промежутка времени. Они часто имеют неустойчивое мнение и склонны поддаваться чужим убеждениям. Впрочем, негативные чувства по отношению к другим также нестойки. Они беспокойны, гиперактивны и нервозны, подходят ко многим вопросам поверхностно. Обилие истощающих раздумий, мыслей и слов соседствует с плохой способностью к практической реализации идей. На таких людей сложно положиться. Также возможны склонность к применению стимуляторов и любые неумеренные занятия, например спортом или медитацией, неконтролируемая сексуальная активность.

Вышедшая из-под контроля Вата, собственно, и представляет собой Раджас. Состояние представителей этого типа значительно усугубляется темпом современной жизни, а также избытком информации.

Преобладание Тамаса проявляется в психической и физической слабости, тенденции к депрессии и зависимому поведению, нечестности, склонности подчиняться. Представители Вата склонны к фобиям, осторожны, часто боязливы. Им сложно проявить настойчивость, сделать выбор. Предпочитают находиться в одиночестве.

Нередко люди такого типа кажутся оторванными от реальности, не включаются в жизненную активность и даже не понимают и не осознают, что происходит. В крайнем выражении может присутствовать склонность к разного рода зависимостям.

Nutricion_415719128_130674745_1706x960.jpg

В Аюрведе для коррекции состояния психики и эмоционального фона применяют диету, натуральные препараты, занятия йогой. В данной ситуации практикуется саттвичная диета. Выбираются чистые продукты, обладающие качествами лёгкости и умеренно охлаждающими свойствами и являющиеся хорошим источником энергии, например овощи, фрукты, часто и молочные продукты. Диета не должна быть раздражающей по вкусу. Исключается пища животного происхождения. Лук, чеснок и все острые специи рекомендуется убрать. Также нежелательно злоупотреблять солью. Применяются успокаивающие травы. Для Ваты особенно хороша ромашка, а из классических аюрведических составов – Ашваганда. Хорошее успокаивающее действие при расстройствах Ваты оказывает массаж головы и тела с кунжутным маслом.

Считается, что для достижения успеха в сфере психоэмоциональной коррекции недостаточно только воздействия на тело, так как природа эмоциональных нарушений тоньше и зависит от большего количества влияний, не всегда доступных нашему пониманию. Поэтому аутентичный процесс лечения в рамках Аюрведы предполагает использование пуджи (поклонения), чтение мантр, визуализацию янтр, применение благовоний, цветотерапии, кристаллов, драгоценных и полудрагоценных минералов. Для терапии рекомендуется бывать в красивых и не очень людных местах. Нахождение в местах большого скопления людей лучше ограничить.

Все особенности дисбаланса Ваты, описанные в этой статье, могут стать поводом для работы над собой, в том числе и с профессионалом (психологом, психотерапевтом). Подойдут практики для проработки тревожности, страхов, развития доверия к происходящему.

Аюрведа учит, что для гармонизации психического состояния важно осознанно развивать в себе саттвичные качества: любовь, добропорядочность, честность, способность к сопереживанию. Думаю, вы замечали, что любое состояние и действие человека, которые улучшают что-либо в этом мире, приносят ему высокое чувство удовлетворённости. В Аюрведе эта практика считается ещё и целительной. Человек здоров, если он находится на своём месте, делает своё дело и его идеи распространяются намного шире собственных желаний.

Текст: Оксана КОСОВА.

0 комментариев 0
Загрузка комментариев...
Получайте последние новости!