АНТРОПОСОФИЯ РУДОЛЬФА ШТАЙНЕРА

Здоровье АНТРОПОСОФИЯ РУДОЛЬФА ШТАЙНЕРА “Столетник” | 24.08.2020

Антропософия Штайнера

Научное и духовное наследие Европы, оказавшее влияние на развитие целостного восприятия человека, связано с именем Рудольфа Штайнера (1861 – 1925). Австрийский философ, учёный, педагог и основатель Антропософии (от греч «антропос» - человек и «софия» - мудрость) на практике изменил подходы в педагогике, искусстве, медицине и философии, инженерном деле. Вдохновлённый идеями Гёте, он стал реформатором – практиком и развил мысль о необходимости духовной составляющей во всех областях науки и жизни.

Суть антропософии

Свою главную миссию основатель этого направления видел в объединении науки и духовности. С его точки зрения научные методы могут помочь в изучении нематериальных, сверхчувственных явлений. В свою очередь духовность поможет вывести образование, медицину, науку и общество в целом на более высокий уровень. Основные мысли Антропософии изложены более чем в 350 томах автора этого направления.

С 1902 г. по 1912 г. ученый участвовал в работе Теософского общества, которое основала Е. Блаватская. В 1913 году он создал в г. Дорнах (Швейцария) Антропософское общество, объединившее людей различных специальностей, и назвал своё направление Антропософией или Духовной наукой. Назначение этого общества – познание человека и его задач, законов развития мира, причинно-следственных связей в жизни и природе, изучение духовного и материального миров без сектантства и навязывания догм.

Первая Вальдорфская школа


Школа.jpg

Рудольф Штайнер верил, что человек и общество могут измениться в лучшую сторону через знания и труд, приложение личных усилий. Поэтому философия нашла своё практическое применение в реальных действиях. В 1919 году в Штутгарте появилась первая Вальдорфская школа с практикой «ненасильственной педагогики». Школа была создана для детей рабочих фабрики «Вальдорф-Астория». Обстановка в школах такого типа максимально приближена к домашней, в них не практикуется экзаменов и тестирования, поощряется участие родителей в жизни школы. Особое направление развития в вальдорфских школах – это эвритмия, то есть выражение мысли, эмоционального состояния через спонтанное танцевальное движение. Сегодня этот метод взяла на вооружение психология, и ряд психотерапевтических методик включает эвритмию в практические занятия с пациентами.

Вклад Штайнера в развитие медицины

Свой вклад внёс этот выдающийся ученый и в медицину:

  • В 1921 году была создана фармацевтическая лаборатория для изучения свойств лекарственных растений. Со временем появились и препараты на основе лекарственных трав, а также стало уделяться внимание питанию и диете.
  • Одним из методов лечения стала художественная терапия как прообраз современной арт – терапии. Занятия живописью и музыкой, скульптурой, декламация стихов нашли своё применение в лечении неврозов, перегрузок, эмоциональных проблем.
14fc9d123d1c463ca25f0584403e.jpg
  • Биографический подход, пожалуй, стал предшественником коучинга. Антропософские врачи помогают понять ценность и опыт каждого периода жизни и мотивировать на исцеление.
  • Большое внимание стало уделяться уходу за пациентами как части терапии. Поощрялось и строительство учреждений для людей, имеющих инвалидность.
  • Особенными способами терапии среди телесных практик стали ритмический массаж и эвритмия. Связь движения в определённом ритме с элементами речи, музыкой и эмоциональными проявлениями в эвритмии сделали этот метод вспомогательным в лечении многих заболеваний и частью реабилитационных мероприятий.

Биодинамическое земледелие

С именем создателя антропософии связано также биодинамическое земледелие – первый опыт органического сельского хозяйства. Можно назвать это и первым экологическим проектом, так как внимание здесь уделялось заботе о сохранности почв, уходу за растениями и животными. В духовном понимании этого процесса речь шла о необходимости заботиться о земле и природе на перспективу, для грядущих поколений. Для улучшения плодородия почв применялись растительные и минеральные добавки. На современном этапе продолжается подготовка врачей антропософской медицины, производство лекарственных препаратов и косметики из экологически чистых продуктов. В различных странах, в том числе и в России, существуют вальдорфские школы и детские сады. Целостное восприятие человека в этой научной системе предполагает единство физического, душевного и духовного аспектов личности и считает духовное развитие и прогресс основой самоисцеления.

Текст: Оксана Косова.
0 комментариев 0
Загрузка комментариев...
Получайте последние новости!