
Понятие возраста, кажется, существовало испокон веков. Однако о человеческом возрасте, его аспектах и влиянии на здоровье заговорили не так давно. Что уже известно, и почему эти цифры так важны для медицины?
Понятие возраста
Возраст – период существования живого организма от момента рождения до конкретного периода. Такой период называют хронологическим, календарным или паспортным. Применительно к физиологическим показателям, состоянию организма человека корректно говорить и о биологическом возрасте, который часто не совпадает с паспортным. При определении этого показателя учитываются особенности организма, которые отвечают среднестатистической норме среди представителей того же вида. Есть еще одно понятие — юридический возраст, относящееся к правовой сфере жизни. Этот возраст определяет ответственность (в том числе и уголовную), возрастные цензы покупки предметов, продуктов, возможности, например, вступление в брак и др. Возраст и здоровье
Нормы и особенности роста, физического и психического развития варьируется в широких пределах. При определении физиологической зрелости учитываются следующие критерии:- прорезывание зубов временного и постоянного прикуса;
- ядра окостенения и зрелости костей скелета;
- развитие вторичных половых признаков: сроки появления, порядок, степень половой зрелости к определенному периоду.
Здоровый возраст в медицине
Развитие человека происходит на протяжении всей жизни: от самого зачатия и до смерти, потому что в организме на постоянной основе происходят различные изменения. Сначала рост и развитие, после – увядание. Деление на возрастные периоды продиктовано анатомическими, физиологическими и социальными факторами. Все они влияют на организм. С 1965 года на протяжении всей жизни принято выделять 12 (!) возрастных периодов. И эта система охватывает основные возрастные ступени развития человека на протяжении всей жизни. Несмотря на давность этой градации, она до сих пор используется:1. внутриутробное развитие: эмбриональное, возраст плода, постнатальный и внеутробный периоды;
2. новорожденный – до 10 дня жизни человека;
3. грудной возраст: с 11 дня жизни и до года;

4. раннее детство – с 1 до 3 лет;
5. дошкольный – 4-7 лет;
6. младший школьный – 8-11 (для мальчиков до 12 лет);
7. пубертатный период: 12-15 для девочек и 13-16 для мальчиков;
8. юношеский: с 16 до 20 и с 17 до 21 года соответственно для девушек и юношей соответственно;
9. зрелый, который делится на 2 периода: молодежь до 35 лет и зрелый человек – после 36 и до 55-60 лет;
10. пожилой – с 56 и до 74 лет;
11. старческий – после 75 и до 90 лет;
12. долголетие – от 91 года.
Даже если развитие человека не соответствует среднестатистическим нормам – это не повод для паники, и рано говорить о каких-то болезнях, нарушениях развития и др. Развитие человека зависит от влияния на него целого ряда факторов: наследственность, особенности рождения, течение беременности матери, питание, регион проживания. Этот список можно продолжить.
Особенности раннего возраста
Этот период разделятся на несколько подпериодов. В целом в раннем возрасте дети проходят последовательные этапы развития:- приспособление организма к условиям жизни вне тела матери;
- период интенсивного развития: прибавка в весе, росте, характеризующаяся скачкообразностью. И первые, особенно заметные, скачки происходят в возрасте полугода;
- период активного роста: увеличение длины конечностей тела, изменение лицевых черт, формирование молочного прикуса и т.д.;
- созревание интеллекта: смена сенсомоторного типа интеллекта на интуитивный. Внедрение в игровые схемы, роли родителей, различных персонажей, формирование социальных отношений, создание системы мотивов. В этот период регистрируются так называемые возрастные кризисы;
- завершающим периодом раннего детства является начало учебной деятельности. Это следующий этап взросления, предшествующий половому созреванию. Характер взаимоотношений в этот период зависит от отношения к миру;
Особенности подросткового возраста

Они ознаменованы началом полового созревания, которое зависит от региона проживания, климатических условий, генетических особенностей. Поэтому половое созревание начинается в 11-12 лет, но может начаться позже или раньше. И начало этого периода связано с изменениями в эндокринной системе. Для России — средние показатели между 12 и 13 годами. Хотя научные исследования показывают, что имеет место акселерация – раннее физиологическое развитие, которое приводит к снижению общих возрастных границ. И половое созревание современных детей начинается и завершается в среднем на два года раньше, чем у предков. Кстати, изменения в работе эндокринной системы предрасполагают к развитию некоторых заболеваний пищеварительного тракта, нарушениям тонуса сосудов головного мозга, общим недомоганиям, головокружениям и др. Специфика психического развития предрасполагает к формированию невротических состояний, нарушений пищевого поведения и др. К концу этого возрастного периода костная система приближается к размерам, характеристикам и окостенению, соответствующим взрослому человеку.
Особенности старшего возраста
Старший возраст - это условное понятие. Большинством людей этот период воспринимается как середина жизни. В этот период появляются первые ухудшения здоровья, связанные с возрастными изменениями, происходит снижение активности, появляются первые изменения во внешности. В различных странах и культурах этот период ограничен разными временными рамками, да и внутри его существует определенная градация. В трудах Пифагора зрелый возраст приходился на период между 20-40 и 40-60 годами, и этот период состоял из нескольких десятилетий: заключение брака и рождение детей, служба обществу, постижение ошибок и заблуждения, завершение творческой деятельности – аналогия современной пенсии. В современном мире, в зависимости от уровня медицины, национального самосознания, уровня образования и отношения к самой жизни, особенности психологического возраста отличаются. Согласно опросам, 80% людей затрудняются отметить четкие временные рамки, а более 75% отмечают расплывчатость временных границ лично для себя, если абстрагироваться от паспортного возраста и воспринимать себя вне этого контекста. Это позволяет повысить ценность субъективного восприятия собственного биологического возраста, который человек может изменять целенаправленно и сознательно. Снижение собственного биологического возраста, когда, например, 75-летний (по паспорту) человек субъективно ощущает себя на 60-63 года, - это одна из целей здорового образа жизни, ведущего к активному долголетию.Текст: Юлия Лапушкина.