Аюрведа это знание о подходящих и неподходящих,

                                                            благоприятных и неблагоприятных условиях жизни, о

                                                            факторах, способствующих и препятствующих

                                                            долголетию, а также о том, с какой меркой следует

                                                            подходить к жизни вообще.

                                                           «Чарака Самхита» I, 41.

                                                           (из книги Д. Фроули «Терапия»)

Аюрведа – традиционная медицина Индии. Эта древняя наука врачевания является частью ведического знания, представляющего собой духовную основу индуизма. На санскрите «Аюрведа» означает «наука жизни». Ведическая система как свод знаний и Аюрведа как её неотъемлемая часть существовали предположительно уже ранее 4000 г. до н.э.

Три наиболее важных классических трактата по Аюрведе - «Чарака самхита», «Сушрута самхита» и «Аштанга хридайя» описывают назначение трав, сложных препаратов, особенности хирургических операций.

Аюрведа рассматривает человеческое здоровье не только как телесное благополучие. Много внимания уделяется коррекции эмоционального и психологического состояния, оздоровлению социальных отношений, соблюдению духовных законов. Этому есть объяснение с токи зрения аюрведической традиции. Считается, что медицина появилась тогда, когда в жизнь людей вошли пороки, а вместе с ними и болезни. Поэтому пути к исцелению лежат не только через телесное врачевание, да и сама болезнь может стать шансом для последующих позитивных перемен.

«Болезнь является если не признаком духовного кризиса или изменения, то по меньшей мере некой духовной возможностью».

(Д. Фроули).

1580032198_00fff6ce1f166339bb0ec427d3861c49.jpg

Человеческое тело рассматривается с точки зрения анатомии, обычной физиологии и тонкого устройства. Именно тонкое устройство человека, понятие о пяти элементах, трёх дошах (конституциях) и трёх гунах объясняют все аспекты здоровья, причины заболеваний и пути лечения в Аюрведе. С позиций аюрведической конституции рассматриваются физиологические и психологические особенности, внешность и все необходимые воздействия для оздоровления.

В качестве лечебных факторов применяются травы, классические сложносоставные натуральные препараты. Среди лекарственных средств есть и препараты, прошедшие почти «алхимическую» обработку в виде пережигания в тигле в отваре трав. Многие способы изготовления препаратов впоследствии переняла Европа. Большое внимание уделяется диете. Искусство аюрведического питания само по себе обладает целительной силой и способно перестроить обмен веществ в правильном направлении. Также в Аюрведе используются натуральная физиотерапия, лечение минералами.

Большое внимание в Аюрведе уделяется вопросам активного долголетия. Есть даже отдельный раздел препаратов – расаяны, это омолаживающие средства или тоники для различных органов и тканей.

Не только телесное, но и психологическое благополучие

Кроме телесного благополучия для исцеления необходимо психическое здоровье и правильный эмоциональный фон. В контексте разных конституций рассматривается, какие факторы помогают сделать нашу жизнь саттвичной - благостной, наполненной доброй энергией. Также человека учат обходить или нейтрализовать раджастичные, агрессивные факторы и проявления тамаса, застоя и лени. Эта своеобразная психологическая дисциплина позволяет человеку оставаться жизнерадостным, счастливым, самодостаточным и сохранять психическое здоровье при любых невзгодах.

Этические принципы Аюрведы

shutterstock_336024344.jpg

Аюрведа транслирует в этот мир этичное отношение ко всем живым существам и принципы ненасилия.

Также древняя медицина Индии считает, что для здоровья и успешной реализации личности важно духовное развитие. Духовность даёт знание об устройстве мира и его законах, понимание о правильных и неправильных мыслях и поступках, доверие к происходящему.

Следование пути - дхарме

И, наконец, базовая составляющая здоровья и цель долголетия – это следование своему пути, дхарма. По воззрениям древних врачевателей, истинно здоровый человек не блуждает бесцельно в потёмках незнания, а стремится найти свой путь и достойно исполнять своё предназначение. В традиции Аюрведы и тибетской медицины человек, выполняющий свой долг, следующий по своему пути, справедливый и нацеленный на добро обретает и прекрасное здоровье.

Современное положение Аюрведы

Аюрведа повлияла на развитие медицины в Греции и Китае, на арабскую медицину, стала основой врачевания на Шри-Ланке и в Тибете. В медицине Тибета также существует философия единства человека, природы и божественного начала и сходное с Аюрведой понятие о трёх конституциональных типах. На данном этапе аюрведические знания продолжают совершенствоваться, идёт подготовка врачей аюрведы из различных стран. Именно эта система врачевания органично встроилась в понимание здорового образа жизни в странах Запада и даже не потребовала особенной адаптации из-за своей предельной ясности.

Универсальность подхода, индивидуализация рекомендаций, стремление к гармонии с природой, комплексное понимание процесса исцеления – всё это стало простым, выполнимым способом естественной коррекции здоровья, поддержки активного долголетия, а также методом самопознания.

Покровителем медицины в Индии считается Дханвантари, аватар бога Вишну. Традиции Индии относят Аюрведу к божественному знанию, переданному богами мудрецам – риши, а затем и людям. Для Индии современность не стёрла это мысль, каждый раз напоминая, что причины болезней и выздоровления не всегда нам понятны, но безусловно связаны со многими явлениями в мире.

Текст: Оксана Косова.