
Знакомьтесь: Александра Вениаминовна Романцева, бывшая артистка балета, экс-хореограф сборной России ИВЦСПС по художественной гимнастике и действующий преподаватель классического танца.
- Александра Вениаминовна, как случилось ваше знакомство с танцем?
- В детстве я была предводителем, лидером и активным ребёнком, не терпевшим несправедливости. Однажды у маленького мальчика из нашего двора украли велосипед, и все знали воришку. Я собрала всех дворовых детей, и мы отправились добиваться справедливости к рабочему месту его мамы. Правда, в силу возраста, никто из нас не умел вести переговоров, и единственное, что пришло мне в голову - атаковать подручными материалами стены учреждения: “Так, берём камни и кидаем!”. Через некоторое время вышла растерянная родительница юного угонщика, и велосипед был возвращён.
Естественно, дома меня ждал разговор с мамой, где мне объяснили, что это недопустимый путь для восстановления справедливости. Вскоре она привела меня в танцевальный кружок Дворца пионеров неподалеку от дома, чтобы направить буйную энергию в созидательное русло.

- Ожидания мамы оправдались?
- Да, её замысел более чем удался: я полностью погрузилась в творчество. И не только: едва переступив порог танцевального класса, я стала принимать участие в организации детских концертов, хотя сама была ещё маленькой. Но уже умела объединять других и вдохновлять их на дальнейшее движение, как в случае с велосипедом.
- Что больше всего привлекало вас в новом занятии?
- Возможность творчества. С самого начала меня интересовали необычные, яркие партии, например, между принцессой и бабой Ягой я выбирала последнюю. Принцесса казалась скучной, а в бабе Яге была загадка, которая давала свободу творческому началу. Довольно быстро творчество вышло за пределы танцевального класса. Я могла надеть высокие каблуки, подобрать соответствующий костюм и в таком виде пройти мимо своего дома, около дворца пионеров. Мне нравилось, когда люди обращали внимание и, особенно, когда хохотали. Сначала это было шуткой, но потом стало серьёзным увлечением.
- Когда вы поняли, что танец станет вашей профессией?
- Сложно сказать... Преподаватели сразу заметили во мне способности, но долгое время я продолжала заниматься в рядовом любительском коллективе. В седьмом классе я увидела объявление о том, что у нас в городе открылась балетная студия, где руководила бывшая балерина Мариинского театра, но это было платно. Мама, видя мою заинтересованность, согласилась оплачивать занятия. Хоть я и была “переростком” (обычно профессиональные занятия классическим танцем начинают намного раньше, в дошкольном или младшем школьном возрасте), но успешно справилась со вступительными испытаниями, и меня приняли в студию. Спустя год наш город посетила приёмная комиссия хореографического училища из Перми, и мои способности впечатлили их. Мечта была близка, но родители категорически отказались отпускать меня в интернат в другой город. Они дали слово, что после окончания школы я сама приму решение, чем заниматься. Так и случилось: после выпускных экзаменов я поступила в один из филиалов Московского института культуры и искусств.

- Что для вас искусство?
- Это моя жизнь. Я была счастлива, танцуя на сцене, потому что несла радость другим людям. Сейчас для меня искусство - волшебный мир, в котором я живу. Часто я “витаю в облаках”, многие считают это странным, неправильным, инфантильным, но я не могу согласиться. Я остаюсь в контакте с реальным миром, и, когда нужно, собираюсь и решаю проблемы, делаю сложные выборы. Но вот решительности мне иногда не хватает... А “летания” и воздушность - это важная часть меня, моей натуры, и именно искусство позволяет ей раскрыться и реализоваться. Я свою жизнь без танцев не представляю, не смогу жить, словно без воздуха. Балерины до ста лет и старше сидят в балетном классе, завороженно наблюдая, как занимаются юные девочки, мысленно повторяя их движения… И в нём же умирают.
- Есть ли какие-то “подводные камни” у жизни в искусстве?
- Безусловно. Нам сложно найти свою вторую половинку, потому что мы увлечены искусством. Для таких, как я, танец и его преподавание - любовь и жизнь. Хотя в ней всегда есть место другим людям. Но спутники жизни и члены семьи очень ревностно относятся к такой работе, которая больше, чем работа, и поглощает всего тебя, без остатка.
А ещё у жизни в искусстве есть оборотная сторона - жестокая и безжалостная. Например, солистами часто становятся люди с тонкой психической организацией, с особенным укладом характера или, реже, сильные натуры, которые “выбиваются”. В процессе долгой профессиональной подготовки и дальнейшей работы происходит закалка личности, но она же может покалечить и убить, если человек из “слишком тонкой материи”. Такая участь постигла, например, известную балерину Ольгу Спесивцеву.
Вообще, важно «любить искусство в себе, а не себя в искусстве, - как говорил Станиславский. - Если вы будете эксплуатировать искусство, оно вас предаст, искусство очень мстительно».

- Александра Вениаминовна, почему всё же стоит приводить детей и приходить самим в хореографический класс? Как влияет балет на ваших учеников, больших и маленьких?
- Постоянное присутствие искусства в жизни расширяет кругозор, даёт толчок к саморазвитию, позволяет познавать другие миры. Миры множества людей, которые видят жизнь иначе. А ещё танец даёт возможность воспринимать жизнь через красоту, видеть её даже в мелочах и показывает, что счастье - намного более широко, чем кажется. Танец даёт понять, что важно не зацикливаться на том, как “надо” или “правильно” и учит высказывать своё мнение. Более того, классика - это своего рода “скульптурная лепка тела”, которая положительно сказывается и на здоровье.
- Часто ли бывают ученики с проблемами со здоровьем? Как танец воздействует на них?
- Такое случается нередко. Например, у меня занимался мальчик с нарушениями позвоночника. Его привели по рекомендации врачей, и спустя некоторое время специалисты отметили, что ситуация практически выправилась. А недавно в класс пришла женщина с перебинтованными икроножными мышцами из-за проблем с венами. Довольно быстро циркуляция крови улучшилась, ноги перестали отекать и к ней вернулась лёгкость.

- Занятия танцем влияют не только на тело?
- У меня занималась девочка, которую прислали из психологического центра, потому что она не разговаривала. Через некоторое время появилась речь, а хореографией она продолжает заниматься и по сей день.
Я считаю, что искусство учит умению прожить жизнь счастливо! И, просыпаясь каждое утро, чувствовать радость, переполняющую тебя, состояние ребенка в хорошем понимании! Я счастливый человек и хочу делиться этим счастьем с другими!
Текст: Екатерина Тимакина.