
На современном уровне врачи традиционной медицины всё больше согласуют назначения с диагностическими критериями конвенциальной (или официальной) медицины, сохраняя при этом аутентичный подход к терапии.
Эмоционально-психические нарушения считаются частью болезненного состояния человека и неотделимы от телесных недугов. Личность рассматривается в единстве физических и психических процессов, то есть с позиции целостности. Также традиционная медицина сохраняет древние концепции, оценивающие состояние психики (Души) с точки зрения религиозного и метафизического подхода.
Народная медицина
Рецепты народной медицины ориентированы на индивидуальное состояние человека и комплексное сочетание методов. Вместе с терапией натуральными составами предлагается коррекция образа жизни, двигательной активности и диетические ограничения.Методы лечения:
- Натуральные средства для внутреннего и наружного применения
- Диета
- Массаж
- Натуральная физиотерапия (сауна, баня)
- Воздействие чрез анализаторы (цвет, звук, форма, ароматерапия)
- Иррациональные способы терапии
- Гимнастика и двигательная активность
Травы и диета
Натуральные составы для повышения тонуса и укрепления нервной системы включат пыльцу медоносов, маточкино молочко, лист мяты, спорыш, листья чёрного тополя, вербену. Для снижения возбудимости подойдут корень валерианы, трава мелиссы, котовник, ромашка.Диета варьирует от жёстких ограничений в случае повышенной нервозности до питательной, калорийной пищи при астении, эмоциональном истощении и назначается строго индивидуально в зависимости от показаний.
Баня, музыка, ароматы и воздействие на другие анализаторы
Банные процедуры и массаж являются неотъемлемой частью очищающих и расслабляющих комплексов. Общее повышение двигательной активности и гимнастика считаются полезными для терапии эмоционально-психических расстройств, если этому не препятствуют физические проблемы.Издревле народные лекари задействовали в терапевтическом процессе все анализаторы: слуховой, обонятельный, тактильный, зрительный. Подбиралась музыка тонизирующего или успокаивающего свойства. Использовалось воздействие цветом в обстановке, одежде, украшениях с самоцветами.

Влияние ароматов трав и эфирных масел на состояние психики применяется и в современной ароматерапии. Например, стимулирующим и укрепляющим эффектом обладают хвойные, цитрусовые породы, запах мирта и лавра. А шалфей, лаванда, роза, наоборот, успокаивают и гармонизируют.
Иррациональные методы
Народная медицина Запада рассматривает возникновение эмоционально-психических нарушений в том числе и как последствие влияний негативных энергий сущностей, энергетических вмешательств других людей (сглаз, порча, наговор). Поэтому часть традиционных воздействий выглядит для современной медицины иррационально. К ним относятся символы, как сочетание формы, смысла и цвета, свечные практики, сливание воском, обкатывание яйцом, проливание воды через тор, работа со стихиями, заговоры. Христианская традиция и монастырская медицина обращаются к вере, покаянию, религиозным обрядам.Гомеопатия
Для гомеопатических назначений требуется оценка индивидуальной психической конституции. Значение имеют не только статичные эмоциональные и психологические особенности, описанные самим человеком или «считанные» гомеопатом, но и стандартная реакция человека на окружающую действительность. Именно способ реагирования определяет конституцию человека, так называемый «реактивный тип». Для обоснования назначений также важны физические симптомы, данные анамнеза. Приведём в качестве примера некоторые гомеопатические средства.- Аурум металликум (золото) подходит людям с депрессивными тенденциями. Им свойственна повышенная ответственность, неспособность делегировать обязанности коллегам и подчинённым, перегрузки на работе, депрессии, связанные с рабочими проблемами. Часто люди этой конституции занимают руководящий пост. Из физических проблем для них характерны тенденция к гипертонической болезни, заболеваниям сердца.
- Игнация амара (бобы святого Игнатия) подходит личностям с истерическими наклонностями и противоречивой реакцией на любые раздражители. Например, лёгкая пища вызывает у них тяжесть и дискомфорт в желудке, а тяжёлая, мясная еда может перевариваться хорошо. Попытка утешить представителей типа Игнация приводит к рыданиям и ухудшению самочувствия. В целом реакция на многие раздражители не пропорциональна их силе. Болезненное эмоционально-психологическое состояние развивается обычно в результате расставаний, ощущаемых как потеря, и настоящих потерь. Пусковыми моментами могут быть развод, а у детей – даже поход в детский садик.
- Аконит (борец) относится к «острым» средствам и в низких разведениях применяется при лихорадочных инфекциях с высокой температурой, гипертонических кризах, острой сердечной патологии. Ключевым симптомом, сопровождающим эти состояния, является сильнейший страх смерти. В качестве конституционального средства этот препарат подходит людям, склонным к проявлению острого, приступообразного страха смерти. Часто это сочетается с паническими атаками, вегетативными кризами, обострением сердечно-сосудистых заболеваний.
- Амбра гризеа (серая амбра) подходит для застенчивых людей с ослабленной, истощённой нервной системой, пациентам в пожилом возрасте. В патогенезе препарата описаны склонность к головокружению, затруднённой ориентации, пугливость. Присутствуют также неврогенные физические симптомы, например отрыжки, частый беспричинный кашель.

Антропософская медицина
Антропософия считает, что границы между людьми с физической и психической патологией размыты и даже не обоснованы. Всё взаимосвязано, и состояние человека есть результат взаимодействия астрального тела и «Я» с телом физическим на двух полюсах организма: нижнем и верхнем. Результатом взаимодействия на нижнем полюсе или полюсе движения и обмена веществ будут хорошие витальность и регенерация, адекватный метаболизм, процессы построения, роста и созидания.
На верхнем, нейро-сенсорном полюсе результатами взаимного влияния являются мышление, интеллект, сознание в ущерб созиданию телесных структур, а также процессы распада и старения. Пищеварение, как распад чужеродных веществ с дальнейшей трансформацией продуктов переваривания и адаптацией к иммунитету организма также имеет отношение к верхнему полюсу.
Сердце, относящееся к ритмической системе, стремится к гармонизации двух полюсов. Болезненное состояние возникает при нарушении равновесия. Например, истеричные тенденции в характере, по мнению Рудольфа Штайнера, связаны с ослаблением верхнего потока и пищеварения, в результате чего пища сохраняет чужеродные характеристики. Посторонние, «внечеловеческие» энергии в свою очередь вызывают нездоровое состояние психики.
Противоположное явление, то есть усиление верхнего полюса с гипертрофированным развитием интеллекта задействует астральные силы, лишая нижний полюс своей поддержки. В результате страдает обмен веществ, регенерация, обновление структур тела, накапливаются отходы, то есть активизируется и ускоряется старение. Это состояние Р. Штайнер назвал термином «неврастения». В антропософской медицине термины «истерия» и «неврастения» рассматриваются шире, чем их интерпретация в психологии и психиатрии, распространяясь на описание практически всех заболеваний. Например, воспалительный процесс, иммунные реакции расцениваются, как истерические тенденции. Атеросклероз, фиброз моделируются неврастеническими реакциями.
Лечение «истерических» процессов в теле и психике заключается в укреплении астрального тела и «Я». Из препаратов прописываются гомеопатические разведения сурьмы, серебра, дискразита, калонхоэ. Средствами «неврастенического» профиля считаются гомеопатический фосфор, калий фосфорикум, прунус спиноза (терновник).
Традиционная медицина рассматривает эмоционально-психические нарушения в контексте целостности, связи психических и физических процессов. Также человек оценивается в единстве с природой, социумом, процессами, происходящими в мире, метафизическими аспектами бытия. Возможно, осознание всей широты взаимосвязей поможет найти новые способы обретения эмоционального баланса и психического равновесия или активнее использовать уже известные.
Текст: Оксана Косова.