
Основная задача исцеления в Аюрведе – это обретение целостности и соответствие своей природе (конституции) в наилучшем её выражении. Средства Аюрведы направлены на гармонизацию и уравновешивание процессов в организме, то есть на сами причины заболевания.
Рассмотрим основные понятия Аюрведы. В любой традиционной медицине базовые знания отличаются универсальностью и применяются для описания процессов в мире, природе и человеке.
Прана
Жизненная энергия или жизненная сила в Аюрведе называется Праной. В переводе с санскрита это слово означает «изначальное дыхание». Также с Праной связано понятие Духа. Жизненная сила присутствует в человеке и природе. Без неё, как и без дыхания, существование невозможно.
Пять стихий
В Аюрведе считается, что всё в мире, в том числе и наши тела, состоит из комбинации пяти элементов или стихий (бхута). Как и в китайской натурфилософии, в понятие стихии вкладывается не материальная составляющая, а созидательная функция, природа элемента.
Воздух (Вайю) обеспечивает движение и лёгкость, влияет на ментальные способности, состояние нервной системы, лёгких, кожу. Первоэлемент отвечает за тактильные ощущения и все проявления движения, в том числе и в человеческом теле (дыхание, сократительная активность пищеварительной и сердечно-сосудистой системы).
Вода (Джал) обладает качествами текучести, способностью хранить информацию, отвечает за интуицию, состояние слизистых оболочек и жидких сред организма. С Водой связаны способность к различению вкусов, репродуктивная система, процессы питания тканей и очищение.
Земля (Притхви) даёт стабильность, устойчивость, надёжность и отвечает за плотные, твёрдые структуры тела (костная ткань, зубы, волосы и т.д). С элементом Земля связаны обонятельный анализатор, иммунитет, процессы выделения.
Огонь (Агни) даёт тепло, жизнелюбие, способность к трансформации и отвечает за метаболизм, обменные и регуляторные процессы. Первоэлемент связан со зрительным анализатором.
Эфир (Акаша) в Аюрведе считается первичным и наиболее тонким элементом, из которого появились все остальные. Эфир вездесущ, он проникает всюду и присутствует везде, заполняя собой всё пространство и одновременно меняя его. Эфир обладает связующей функцией и отвечает за качество слуха и голоса. Полости тела также связаны с эфиром.
Три доши (конституции)
Каждая доша имеет свои функции и своё воздействие на тело и ум. Понятие «доша» в большей степени имеет отношение к телесной конституции, внешнему виду, особенностям физиологии. Воздействие на ум скорее можно определить как темперамент, свойственный каждой конституции. Если доши или сочетание дош у человека находятся в балансе, это является проявлением здоровья. Болезнь возникает при расстройстве дош. Каждую конституцию в подробностях мы рассмотрим в последующих публикациях.
Особенности конституции определяются свойствами элементов
Вата – доша Воздуха. Воздух связан с Эфиром, и Вата-доша также содержит элементы Эфира и обладает свойствами сухости, лёгкости и холодности.
Питта – доша Огня с влиянием элемента Воды. Питта горячая, лёгкая и влажная.
Капха – доша Воды с влиянием элемента Земли. По свойствам Капха тяжёлая, влажная, холодная.
Все лечебные и корректирующие факторы разделены и систематизированы по влиянию на каждую дошу. Питанием, наружными процедурами, лекарственными средствами можно достичь баланса и гармонизировать состояние конституции.
Три гуны
Гуны в большей степени имеют отношение к разуму и мировосприятию человека, его характеру, уровню развития. Желания и мысли человека, его мировосприятие реализуются в поступках. Человек, имеющий определённую конституцию или состояние дош, может находиться в любом из этих состояний ума.
Саттва олицетворяет знания, доброжелательность, чистоту, ясность, терпимость, праведность, спокойную радость, истину. Все блага, которые мы привыкли друг другу желать: любовь, здоровье, радость – это саттвичные состояния.
Раджас отражает способность к действию, активность, воинственность, страсть. В негативном выражении можно ожидать агрессию, похоть, ревность, применение стимуляторов. В целом – здесь всё связано со страстями, их удовлетворением и с желанием получить что-либо в большем количестве или быстрее.
Тамас — это состояние инерции, лени, невежества, подавленности, депрессивности. Это застой и тьма, замешанные на невежестве.
Причины болезней
Аюрведа выделяет две группы причин болезней. Первая группа – нарушение равновесия дош. Это в основном реальные физические причины, связанные наружными влияниями, нарушением образа жизни или внутренними обменными процессами.
Вторая группа причин связана с поведением человека, его выбором и поступками. Сюда же относится и отказ от следования по своему пути. Считается, что в таких случаях включается непростая система причинно-следственных связей, которая может отразиться и на состоянии здоровья. Если человек сумеет понять, о чём говорить болезнь, можно не только исцелиться, но и перейти на более высокий уровень понимания мира и своего развития. Своеобразная экзистенциальная психотерапия с многовековой историей…
Аюрведа ещё на заре развития помогала людям осознать, что болезни действительно могут появиться из-за отсутствия смысла в жизни, невежества, из-за неспособности отличить правильное действие от неправильного. Мы живём в другое время и в другом мире, но сложно опровергнуть эту информацию. Современный психосоматический подход к здоровью уже на пути возврата забытых смыслов.
Текст: Оксана Косова.