/ ЗАГАДКА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА: КАК УСТРОЕН ГОЛОВНОЙ МОЗГ?

ЗАГАДКА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА: КАК УСТРОЕН ГОЛОВНОЙ МОЗГ?

ЗАГАДКА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА: КАК УСТРОЕН ГОЛОВНОЙ МОЗГ? Мозг – сложный и до сих пор малоизученный орган центральной нервной системы. Защиту этого важного и чувствительного органа обеспечивает голова, точнее, черепная коробка, где он буквально плавает в жидкости, которая дает ему физическую и иммунную защиту. Каждый отдел и весь в целом мозг регулирует жизненные функции: дыхание, голод, способность рассуждать, проявлять чувства и эмоции, любить. Но как устроен мозг человека?

Как устроены мозги и их функции

Мозг отвечает за все произвольные и непроизвольные действия и функции, которые мы совершаем во сне и наяву (то есть непроизвольно и произвольно). Это дыхание, глотание, зрение, слух, тактильные ощущения, чтение, память и др. Даже те действия, которые кажутся нам спонтанными, таковыми не являются: они тоже регулируются мозгом. Например, наши движения. В целом можно выделить следующие функции головного мозга:
  • Поддержание жизни и жизненно важных параметров и функций: Мозг поддерживает нормальную температуру тела, кровяное давление, сердцебиение, дыхание и др.
  • Восприятие информации из окружающей среды. Мозг обрабатывает сигналы от всех органов чувств.
  • Движения. Поза тела, наши движения – все это контролирует мозг.
  • Эмоции, поведение, разум. Мозг формирует все эмоции, поведение, мысли, рассуждения и гениальные идеи.
  • Когнитивные функции. Мозг отвечает за память, обучение, восприятие и исполнение других функций.

Внутриутробное развитие мозга

Развитие мозга начинается уже с четвертой недели внутриутробного развития с образования нервной трубки, из нее в последующем и формируется головной и спинной мозг. И с этого времени начинается процесс дифференциации клеток, то есть они превращаются в уже полноценный мозг. К моменту рождения у малыша имеются все необходимые нервные клетки, обеспечивающие все процессы жизнедеятельности. Но связь между клетками нельзя назвать полноценной, она развивается уже после рождения под действием окружающей среды. Этот процесс активно происходит в течение 2-х лет. Поэтому и говорят, что ребенок всему учится и запоминает все, впитывая информацию, как губка.

Развитие мозга после рождения

12561741t1h21d3.jpg

У новорожденного пока неразвит спинной мозг и ствол головного мозга, но хорошо развиты рефлекторные стимулы, выполняющие только базовые функции: спать, есть, сигнализировать о своих желаниях. Но по мере роста, взаимодействия с матерью и окружающей средой, мозг развивается, появляются новые цепи реакций. Уже в 3 года лимбическая система и кора головного мозга у малышей достаточно развита. Поэтому дети начинают проявлять эмоции, внятно и слаженно говорить. Мозг продолжает созревать и у подростков, ведь дольше всего зреют лобные доли мозга. Но даже после полного созревания в любом возрасте продолжается созревание нервных клеток – и да, они восстанавливаются.

Работа головного мозга

Вся работа головного мозга осуществляется путем передачи информации между нейронами и другими рецепторными клетками, посредством электрохимических импульсов. В синапсе – месте контакта двух нейронов или нейрона и сигнальной эффекторной клеткой – происходит обмен нейротрансмиттерами, которые активируют или тормозят действия других клеток. Передача этой информации между нейронами и другими сигнальными клетками длится всего миллисекунды. В организме одновременно и скоординировано могут происходить сотни таких соединений, и именно они помогают нам адекватно воспринимать информацию, понимать ее и формировать соответствующий ответ. Например, при чтении этих строк происходит несколько процессов:
  • глаза «бегают» по строчкам,
  • формируется картинка;
  • воспринимается символ;
  • символы превращаются в слова;
  • осуществляется анализ слов и предложений.
Все это происходит одновременно, поэтапно и быстро.

Отделы головного мозга

Brain_lobes-571a4c0f5f9b58857db90d7e.jpg

У всех позвоночных, как наиболее развитого эволюционно вида, головной мозг состоит из нескольких отделов, каждый из которых выполняет определенные функции. Мозг делится на 2 полушария: правое и левое, они работают совместно. Но могут делать разные выводы об одном и том же предмете. Правое полушарие отвечает за креативность, интуицию, эмоции, чтение и память. А вот левое – за язык, обучаемость, анализ данных, аргументацию и работу с цифрами. Проще говоря, левое полушарие – «ничего лишнего, только факты», а вот правое – эмоции. В строении головного мозга выделяют 6 основных отделов: продолговатый мозг и мост, мозжечок, средний, промежуточный, конечный (большие полушария) мозг. Каждый из этих отделов выполняет определенные функции.

Кто за что отвечает

Продолговатый мозг и мост выполняют ряд функций: здесь сосредоточены дыхательные центры, отвечающие за вдох, выдох, а также сосудодвигательные. А также центры, обеспечивающие врожденное пищевое поведение: центр вкуса, сосания, глотания. Часть мозга, отвечающая за память, но только двигательную, проще говоря, автоматизацию движений – мозжечок. Он также обеспечивает поддержание равновесия, движения глаз, тонких движений пальцев (мелкую моторику), а также за перемещение в пространстве. Часть мозга, отвечающая за эмоции, – промежуточный мозг, являющийся центром эндокринной и вегетативной регуляции, а также центром биологических потребностей, здесь появляется чувство голода, жажды и др. А какая часть головного мозга отвечает за память в привычном понимании слова? Гиппокамп – часть больших полушарий, здесь расположены центры кратковременной памяти, а вот долговременная – вся новая кора больших полушарий. И все же мозг, хотя его изучают ученые всего мира, и им помогают новейшие технологии – МРТ, послойное сканирование и картирование мозга, компьютерные программы построения объемных моделей и даже «искусственный интеллект – продолжает оставаться величайшей загадкой человечества, которая, возможно, никогда не будет до конца разгадана…

Текст: Юлия Лапушкина.
Лапушкина Юлия Сергеевна
Автор
Лапушкина Юлия Сергеевна
  • Образование: ВолГМУ (Волгоградский Медицинский Университет)
  • Сфера профессиональных компетенций:
    Врач-стоматолог, консультант по здоровому питанию, ГВ, детскому, женскому и мужскому здоровью, профилактике болезней, здоровому образу жизни и активному долголетию.
РЕГУЛЯТОРЫ ЖИЗНИ: СТРОЕНИЕ, ФУНКЦИИ И ВИДЫ ГОРМОНОВ РЕГУЛЯТОРЫ ЖИЗНИ: СТРОЕНИЕ, ФУНКЦИИ И ВИДЫ ГОРМОНОВ
Что регулирует все процессы в организме? Заставляет действовать так, а не иначе,...
БИОХАКИНГ: МОЖНО ЛИ ВЗЛОМАТЬ СВОЙ ОРГАНИЗМ КАК КОМПЬЮТЕРНУЮ ПРОГРАММУ? БИОХАКИНГ: МОЖНО ЛИ ВЗЛОМАТЬ СВОЙ ОРГАНИЗМ КАК КОМПЬЮТЕРНУЮ ПРОГРАММУ?
Биохакинг (biohacking) – явление относительно новое, но это не мешает ему распространяться...
«ДОСЬЕ» НА ШЕВЕЛЮРУ: ВСЕ, ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О ЖИЗНЕННОМ ЦИКЛЕ ВОЛОС «ДОСЬЕ» НА ШЕВЕЛЮРУ: ВСЕ, ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О ЖИЗНЕННОМ ЦИКЛЕ ВОЛОС
Каждый волос на теле – это ороговевший придаток кожи. Волосы покрывают большую часть...
Поделиться в социальных сетях:
Читайте также

САМЫЙ БОЛЬШОЙ ОРГАН – КОЖА: ЕЕ СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ

Кожа – самый большой и тяжелый орган человека, ее вес у взрослого человека составляет...

«ДОСЬЕ» НА ШЕВЕЛЮРУ: ВСЕ, ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О ЖИЗНЕННОМ ЦИКЛЕ ВОЛОС

Каждый волос на теле – это ороговевший придаток кожи. Волосы покрывают большую часть...

БИОХАКИНГ: МОЖНО ЛИ ВЗЛОМАТЬ СВОЙ ОРГАНИЗМ КАК КОМПЬЮТЕРНУЮ ПРОГРАММУ?

Биохакинг (biohacking) – явление относительно новое, но это не мешает ему...
Топ - 6

КАК ПРАВИЛЬНО УПОТРЕБЛЯТЬ МИНЕРАЛЬНУЮ ВОДУ?

Можно ли пить минералку каждый день? Чем столовая вода отличается от лечебной? И...

ЧТО ТАКОЕ ЦИАНОЗ: ПРИ КАКИХ СОСТОЯНИЯХ ОН БЫВАЕТ

Периферический цианоз или, проще говоря - посинение рук и ног, это состояние, возникающее...
УЧЕНЫЕ ОБЪЯСНИЛИ, КАК КРОССОВКИ МОГУТ В ПЕРСПЕКТИВЕ НАВРЕДИТЬ СТОПЕ

УЧЕНЫЕ ОБЪЯСНИЛИ, КАК КРОССОВКИ МОГУТ В ПЕРСПЕКТИВЕ НАВРЕДИТЬ СТОПЕ

Здоровая, хорошо функционирующая стопа и правильный паттерн ходьбы – это залог физиологичного,...
В ГЕНОМЕ ЧЕЛОВЕКА ОБНАРУЖЕНА СВЯЗЬ МЕЖДУ ОЖИРЕНИЕМ И РЕВМАТОИДНЫМ АРТРИТОМ

В ГЕНОМЕ ЧЕЛОВЕКА ОБНАРУЖЕНА СВЯЗЬ МЕЖДУ ОЖИРЕНИЕМ И РЕВМАТОИДНЫМ АРТРИТОМ

При ревматоидном артрите иммунитет человека, помимо обычных функций по защите организма...
ДОКАЗАНО, ЧТО ДАЖЕ 10 МИНУТ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ПРИНОСЯТ ПОЛЬЗУ ЗДОРОВЬЮ.

ДОКАЗАНО, ЧТО ДАЖЕ 10 МИНУТ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ПРИНОСЯТ ПОЛЬЗУ ЗДОРОВЬЮ.

Новое исследование, проведенное на базе кафедры спортивной медицины и лечебной физкультуры...

АРТ-ТЕРАПИЯ: ЛЕЧЕБНОЕ ИСКУССТВО

Лепка из пластилина, раскраски, пение, рисунок: всё это помогает отринуть неприятные...
Подписывайтесь на рассылку новых статей